Время работы:

В сентябре 2011 года в школах России прошли уроки медиа-безопасности, на которых обучающиеся получили знания о правилах ответственного и безопасного поведения в современной информационной среде, способах защиты от противоправного контента в сетях Интернет и мобильной (сотовой) связи.


Идея проведения подобной акции принадлежит Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Павлу Астахову и поддержана Президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым.

Медиа-грамотность определяется в международном праве как грамотное использование детьми и их преподавателями инструментов, обеспечивающих доступ к информации, развитие критического анализа содержания информации и привития коммуникативных навыков, содействие профессиональной подготовке детей и их педагогов в целях позитивного и ответственного использования ими информационных и коммуникационных технологий и услуг. Развитие и обеспечение информационной грамотности признаны эффективной мерой противодействия посягательствам на детей с использованием сети Интернет.

Медиа-образование выполняет важную роль в защите детей от негативного воздействия средств массовой коммуникации, способствует осознанному участию детей и подростков в медиасреде и медиакультуре, что является одним из необходимых условий эффективного развития гражданского общества.

Согласно российскому законодательству информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию").

Такую защищенность ребенку должны обеспечить, прежде всего, семья и школа. Это задача не только семейного, но и школьного воспитания. Проведение уроков медиа-безопасности планируется в образовательных учреждениях на постоянной основе, начиная с первого класса, в рамках школьной программы (в том числе уроков ОБЖ).

Цель проведения уроков медиа-безопасности – обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних обучающихся и воспитанников путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде.

К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация: 1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству; 2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством; 3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом; 4) отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи; 5) оправдывающая противоправное поведение; 6) содержащая нецензурную брань; 7) содержащая информацию порнографического характера.

Федеральный закон № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» устанавливает правила медиа-безопасности детей при обороте на территории России продукции средств массовой информации, печатной, аудиовизуальной продукции на любых видах носителей, программ для ЭВМ и баз данных, а также информации, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях и сетях подвижной радиотелефонной связи.

На сайте «Дети онлайн» вы можете найти рекомендации, которые помогут вам обеспечить медиабезопасность детей в сетях Интернет и мобильной (сотовой) связи.

1.      Как защитить ребенка от нежелательного контента в Интернете

Контентные риски — это материалы (тексты, картинки, аудио, видеофайлы, ссылки на сторонние ресурсы), содержащие насилие, агрессию, эротику и порнографию, нецензурную лексику, информацию, разжигающую расовую ненависть, пропаганду анорексии и булимии, суицида, азартных игр, наркотических веществ и т.д.

Как помочь ребенку избежать столкновения с нежелательным контентом:

  • Приучите ребенка советоваться со взрослыми и немедленно сообщать о появлении нежелательной информации подобного рода;
  • Объясните детям, что далеко не все, что они могут прочесть или увидеть в Интернете – правда. Приучите их спрашивать о том, в чем они не уверены;
  • Старайтесь спрашивать ребенка об увиденном в Интернете. Зачастую, открыв один сайт, ребенок захочет познакомиться и с другими подобными ресурсами.

2.      Как научить ребенка быть осторожным при знакомстве с новыми людьми в Интернете

Общение в Интернете может повлечь за собой коммуникационные риски, такие как незаконные контакты (например, груминг), киберпреследования, кибербуллинг и др.

Даже если у большинства пользователей чат-систем (веб-чатов или IRC) добрые намерения, среди них могут быть и злоумышленники. В некоторых случаях они хотят обманом заставить детей выдать личные данные, такие как домашний адрес, телефон, пароли к персональным страницам в Интернете и др. В других случаях они могут оказаться преступниками в поисках жертвы. Специалисты используют специальный термин «груминг», обозначающий установление дружеских отношений с ребенком с целью вступления в сексуальный контакт. Знакомство чаще всего происходит в чате, на форуме или в социальной сети от имени ровесника ребенка. Общаясь лично («в привате»), злоумышленник входит в доверие к ребенку, пытается узнать личную информацию и договориться о встрече.

Предупреждение груминга:

  • Будьте в курсе, с кем контактирует в Интернете ваш ребенок, старайтесь регулярно проверять список контактов своих детей, чтобы убедиться, что они лично знают всех, с кем они общаются;
  • Объясните ребенку, что нельзя разглашать в Интернете информацию личного характера (номер телефона, домашний адрес, название/номер школы и т.д.), а также пересылать интернет-знакомым свои фотографии;
  • Если ребенок интересуется контактами с людьми намного старше его, следует провести разъяснительную беседу;
  • Не позволяйте Вашему ребенку встречаться с онлайн-знакомыми без Вашего разрешения или в отсутствии взрослого человека. Если ребенок желает встретиться с новым интернет-другом, следует настоять на сопровождении ребенка на эту встречу;
  • Интересуйтесь тем, куда и с кем ходит ваш ребенок.

3.      Как избежать кибербуллинга

Кибербуллинг — преследование сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, запугивание; хулиганство; социальное бойкотирование с помощью различных интернет-сервисов.

Предупреждение кибербуллинга:

  • Объясните детям, что при общении в Интернете они должны быть дружелюбными с другими пользователями, ни в коем случае не писать грубых слов – читать грубости также неприятно, как и слышать;
  • Научите детей правильно реагировать на обидные слова или действия других пользователей;
  • Объясните детям, что нельзя использовать Сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз;
  • Старайтесь следить за тем, что Ваш ребенок делает в Интернете, а также следите за его настроением после пользования Сетью.

Даже при самых доверительных отношениях в семье родители иногда не могут вовремя заметить грозящую ребенку опасность и, тем более, не всегда знают, как ее предотвратить.

Вот на что следует обращать внимание родителям, чтобы вовремя заметить, что ребенок стал жертвой кибербуллинга:

  • Беспокойное поведение

Даже самый замкнутый школьник будет переживать из-за происходящего и обязательно выдаст себя своим поведением. Депрессия и нежелание идти в школу – самые явные признаки того, что ребенок подвергается агрессии.

  • Неприязнь к Интернету

Если ребенок любил проводить время в Интернете и внезапно перестал это делать, следует выяснить причину. В очень редких случаях детям действительно надоедает проводить время в Сети. Однако в большинстве случаев внезапное нежелание пользоваться Интернетом связано с проблемами в виртуальном мире.

  • Нервозность при получении новых сообщений

Негативная реакция ребенка на звук письма на электронную почту должна насторожить родителя. Если ребенок регулярно получает сообщения, которые расстраивают его, поговорите с ним и обсудите содержание этих сообщений.

4.      Как научить ребенка быть осторожным в Сети и не стать жертвой интернет-мошенников

Кибермошенничество — один из видов киберпреступления, целью которого является обман пользователей: незаконное получение доступа либо хищение личной информации (номера банковских счетов, паспортные данные, коды, пароли и др.), с целью причинить материальный или иной ущерб

Предупреждение кибермошенничества:

  • Проинформируйте ребенка о самых распространенных методах мошенничества и научите его советоваться со взрослыми перед тем, как воспользоваться теми или иными услугами в Интернете;
  • Установите на свои компьютеры антивирус или, например, персональный брандмауэр. Эти приложения наблюдают за трафиком и могут быть использованы для выполнения множества действий на зараженных системах, наиболее частым из которых является кража конфиденциальных данных;
  • Прежде чем совершить покупку в интернет-магазине, удостоверьтесь в его надежности и, если Ваш ребенок уже совершает онлайн-покупки самостоятельно, объясните ему простые правила безопасности:Ознакомьтесь с отзывами покупателей:
  1. Проверьте реквизиты и название юридического лица – владельца магазина
  2. Уточните, как долго существует магазин. Посмотреть можно в поисковике или по дате регистрации домена (сервис WhoIs)
  3. Поинтересуйтесь, выдает ли магазин кассовый чек
  4. Сравните цены в разных интернет-магазинах.
  5. Позвоните в справочную магазина
  6. Обратите внимание на правила интернет-магазина
  7. Выясните, сколько точно вам придется заплатить

5.      Как распознать интернет- и игровую зависимость

Сегодня в России все более актуальны проблемы так называемой «интернет-зависимости» (синонимы: интернет-аддикция, виртуальная аддикция) и зависимости от компьютерных игр («геймерство»). Первыми с ними столкнулись врачи-психотерапевты, а также компании, использующие в своей деятельности Интернет и несущие убытки, в случае, если у сотрудников появляется патологическое влечение к пребыванию онлайн.

Согласно исследованиям Кимберли Янг, предвестниками интернет-зависимости являются:

  • навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;
  • предвкушение следующего сеанса онлайн;
  • увеличение времени, проводимого онлайн;
  • увеличение количества денег, расходуемых онлайн.

Если Вы считаете, что Ваши близкие, в том числе дети, страдают от чрезмерной увлеченности компьютером, это наносит вред их здоровью, учебе, отношениям в обществе, приводит к сильным конфликтам в семье, то Вы можете обратиться к специалистам, занимающимся этой проблемой. Они помогут построить диалог и убедить зависимого признать существование проблемы и согласиться получить помощь. Помощь может быть оказана как в специальных терапевтических группах, так и стационарно, с использованием специальных медицинских процедур.

6.      Как научить ребенка не загружать на компьютер вредоносные программы

Вредоносные программы (вирусы, черви, «троянские кони», шпионские программы, боты и др.) могут нанести вред компьютеру и хранящимся на нем данным. Они также могут снижать скорость обмена данными и даже использовать Ваш компьютер для распространения вируса, рассылать от Вашего имени спам с адреса электронной почты или профиля какой-либо социальной сети.

Предупреждение столкновения с вредоносными программами:

  • Установите на все домашние компьютеры специальные почтовые фильтры и антивирусные системы для предотвращения заражения программного обеспечения и потери данных. Такие приложения наблюдают за трафиком и могут предотвратить как прямые атаки злоумышленников, так и атаки, использующие вредоносные приложения.
  • Используйте только лицензионные программы и данные, полученные из надежных источников. Чаще всего вирусами бывают заражены пиратские копии программ, особенно игр.
  • Объясните ребенку, как важно использовать только проверенные информационные ресурсы и не скачивать нелицензионный контент.
  • Периодически старайтесь полностью проверять свои домашние компьютеры.
  • Делайте резервную копию важных данных.
  • Старайтесь периодически менять пароли (например, от электронной почты) и не используйте слишком простые пароли.

7.      Что делать, если ребенок все же столкнулся с какими-либо рисками

  • Установите положительный эмоциональный контакт с ребенком, расположите его к разговору о том, что случилось. Расскажите о своей обеспокоенности тем, что с ним происходит. Ребенок должен Вам доверять и знать, что Вы хотите разобраться в ситуации и помочь ему, а не наказать;
  • Постарайтесь внимательно выслушать рассказ о том, что произошло, понять насколько серьезно произошедшее и насколько серьезно это могло повлиять на ребенка;
  • Если ребенок расстроен чем-то увиденным (например, кто-то взломал его профиль в социальной сети), или он попал в неприятную ситуацию (потратил Ваши или свои деньги в результате интернет-мошенничества и пр.) — постарайтесь его успокоить и вместе с ним разберитесь в ситуации — что привело к данному результату, какие неверные действия совершил сам ребенок, а где Вы не рассказали ему о правилах безопасности в Интернете;
  • Если ситуация связана с насилием в Интернете по отношению к ребенку, то необходимо выяснить информацию об агрессоре, выяснить историю взаимоотношений ребенка и агрессора, выяснить существует ли договоренность о встрече в реальной жизни; узнать были ли такие встречи и что известно агрессору о ребенке (реальное имя, фамилия, адрес, телефон, номер школы и т.п.), жестко настаивайте на избегании встреч с незнакомцами, особенно без свидетелей, проверьте все новые контакты ребенка за последнее время;
  • Соберите наиболее полную информацию о происшествии, как со слов ребенка, так и с помощью технических средств — зайдите на страницы сайта, где был Ваш ребенок, посмотрите список его друзей, прочтите сообщения. При необходимости скопируйте и сохраните эту информацию — в дальнейшем это может Вам пригодиться (например, для обращения в правоохранительные органы);
  • Если Вы не уверены в оценке серьезности произошедшего с Вашим ребенком, или ребенок недостаточно откровенен с Вами или вообще не готов идти на контакт, или Вы не знаете как поступить в той или иной ситуации — обратитесь к специалисту (телефон доверия, горячая линия и др.), где Вам дадут рекомендации о том, куда и в какой форме обратиться, если требуется вмешательство других служб и организаций (МВД, МЧС, Сестры и др.)

8.      Общие рекомендации по обеспечению безопасности детей и подростков в Интернете.

  1. Расположите компьютер вашего ребенка в месте общей доступности: столовой или гостиной. Так вам будет проще уследить за тем, что делают дети в Интернете.
  2. Следите, какие сайты посещают ваши дети. Если у вас маленькие дети, знакомьтесь с Интернетом вместе. Если у вас дети постарше, поговорите с ними о сайтах, которые они посещают, и обсудите, что допустимо, а что недопустимо в вашей семье. Список сайтов, которые посещает ваш ребенок, можно найти в истории браузера. Кроме того, вы можете воспользоваться инструментами блокировки нежелательного контента, такими как, например, безопасный поиск Google или безопасный режим на YouTube.
  3. Расскажите детям о безопасности в Интернете. Вы не сможете все время следить за тем, что ваши дети делают в Сети. Им необходимо научиться самостоятельно пользоваться Интернетом безопасным и ответственным образом.
  4. Установите защиту от вирусов. Используйте и регулярно обновляйте антивирусное ПО. Научите детей не загружать файлы с файлообменных сайтов, а также не принимать файлы и не загружать вложения, содержащиеся в электронных письмах от незнакомых людей.
  5. Научите детей ответственному поведению в Интернете. Помните золотое правило: то, что вы не сказали бы человеку в лицо, не стоит отправлять ему по MS, электронной почте, чате или размещать в комментариях на его странице в Сети.
  6. Оценивайте интернет-контент критически. То, что содержится в Интернете, не всегда правда. Дети должны научиться отличать надежные источники информации от ненадежных и проверять информацию, которую они находят в Интернете. Также объясните детям, что копирование и вставка содержания с чужих веб-сайтов могут быть признаны плагиатом.
  7. Если Вы нуждаетесь в консультации специалиста по вопросам безопасного использования Интернета или если Ваш ребенок уже столкнулся с рисками в Сети, обратитесь на линию помощи “Дети Онлайн” (www.detionline.com),  по телефону: 8 800 25 000 15 (звонок по России бесплатный). На линии помощи профессиональную психологическую и информационную поддержку оказывают психологи факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова и Фонда Развития Интернет.

  В России создан национальный узел «Центр Безопасного интернета» и подготовлена памятка для школьников, учителей, родителей «Как защититься от интернет-угроз», которая рекомендована для использования и находится по адресу: http://www.rfdeti.ru/catalog/main_news/admin/upload/1270470934_memorandum.pdf

Что понимается под термином "информационная безопасность детей"?


Определение термина "информационная безопасность детей" содержится вЗаконе № 436-ФЗ, регулирующем отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. Согласно данному закону "информационная безопасность детей" - это состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию. 

Закон № 436-ФЗ содержит также ряд других понятий, связанных с информационной безопасностью детей. Назовем основные. 

Доступ детей к информации - возможность получения и использования детьми свободно распространяемой информации
Зрелищное мероприятие - демонстрация информационной продукции в месте, доступном для детей, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, в т. ч. посредством проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий. 

Информационная продукция
 - предназначенные для оборота на территории РФ продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для ЭВМ и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, информационно-телекоммуникационных сетей, в т. ч. сети Интернет, и сетей подвижной радиотелефонной связи. 

Информационная продукция для детей - информационная продукция, соответствующая по тематике, содержанию и художественному оформлению физическому, психическому, духовному и нравственному развитию детей. 

Классификация информационной продукции - распределение информационной продукции в зависимости от ее тематики, жанра, содержания и художественного оформления по возрастным категориям детей в порядке, установленном Законом № 436-ФЗ. 

Информация, причиняющая вред здоровью и (или) развитию детей, - информация (в т. ч. содержащаяся в информационной продукции для детей), распространение которой среди детей запрещено или ограничено в соответствии с Законом № 436-ФЗ.

 

Виды информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей

Информация порнографического характера - информация, представляемая в виде натуралистических изображения или описания половых органов человека и (или) полового сношения либо сопоставимого с половым сношением действия сексуального характера, в т. ч. совершаемого в отношении животного. 

Натуралистические изображение или описание - изображение или описание в любой форме и с использованием любых средств человека, животного, отдельных частей тела человека и (или) животного, действия (бездействия), события, явления, их последствий с фиксированием внимания на деталях, анатомических подробностях и (или) физиологических процессах. 

Места, доступные для детей, - общественные места, доступ ребенка в которые не запрещен, в т. ч. общественные места, в которых ребенок имеет доступ к продукции средств массовой информации и (или) размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях информационной продукции. 

Оборот информационной продукции - предоставление и (или) распространение информационной продукции, включая ее продажу (в т. ч. распространение по подписке), аренду, прокат, раздачу, выдачу из фондов общедоступных библиотек, публичный показ, публичное исполнение (в т. ч. посредством зрелищных мероприятий), распространение посредством эфирного или кабельного вещания, информационно-телекоммуникационных сетей, в т. ч. сети Интернет, и сетей подвижной радиотелефонной связи. 

Законодательство РФ о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, включает также Конституцию РФ, Закон № 149-ФЗ, другие федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты. 

Официальный источник

  • Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
  • Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (ред. от 28.07.2012). Ст. 1-3
  • Федеральный закон от 27.07.2006№ 149-ФЗ "Обинформации, информационных технологиях и о защите информации" (ред. от 28.07.2012)

 

Какая информация относится к причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей?


Согласно Закону № 436-ФЗ информацией, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, является:

  • информация, запрещенная для распространения среди детей;
  • информация, распространение которой ограничено среди детей определенных возрастных категорий.


К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится:

  1. информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в т. ч. причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
  2. способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе; принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
  3. обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным;
  4. отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
  5. оправдывающая противоправное поведение;
  6. содержащая нецензурную брань;
  7. содержащая информацию порнографического характера.

К информации, распространение которой ограничено среди детей определенного возраста, относится: 
1) информация, представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия; 
2) вызывающая у детей страх, ужас или панику, в т. ч. представ-ляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или)  их последствий; 
3) представляемая в виде изображения или описания половых отношений между  мужчиной и женщиной; 
4) содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной  брани. 

Официальный источник 

Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (ред. от 28.07.2012). Ст. 5

Сегодня все больше и больше компьютеров подключаются к работе в сети Интернет. При этом все большее распространение получает подключение по высокоскоростным каналам, как на работе, так и дома. Все большее количество детей получает возможность работать в Интернет. Но вместе с тем все острее встает проблема обеспечения безопасности наших детей в Интернет. Так как изначально Интернет развивался вне какого-либо контроля, то теперь он представляет собой огромное количество информации, причем далеко не всегда безопасной. В связи с этим и с тем, что возраст, в котором человек начинает работать с Интернет, становится все моложе, возникает проблема обеспечения безопасности детей. А кто им может в этом помочь, если не их родители и взрослые? 

Следует понимать, что подключаясь к Интернет, ваш ребенок встречается с целым рядом угроз, о которых он может даже и не подозревать. Объяснить ему это обязаны родители перед тем, как разрешить ему выход в Интернет. 

 

Какие угрозы встречаются наиболее часто? Прежде всего: 

Угроза заражения вредоносным ПО. Ведь для распространения вредоносного ПО и проникновения в компьютеры используется целый спектр методов. Среди таких методов можно отметить не только почту, компакт-диски, дискеты и прочие сменные носители информации или скачанные из Интернет файлы. Например, программное обеспечение для мгновенного обмена сообщениями сегодня являются простым способом распространения вирусов, так как очень часто используются для прямой передачи файлов. Дети, неискушенные в вопросах социальной инженерии, могут легко попасться на уговоры злоумышленника. Этот метод часто используется хакерами для распространения троянских вирусов. 
Доступ к нежелательному содержимому. Ведь сегодня дела обстоят таким образом, что любой ребенок, выходящий в Интернет, может просматривать любые материалы. А это насилие, наркотики порнография, страницы подталкивающие молодежь к самоубийствам, анорексии (отказ от приема пищи), убийствам, страницы с националистической или откровенно фашистской идеологией и многое-многое другое. Ведь все это доступно в Интернет без ограничений. Часто бывает так, что просмотр этих страниц даже не зависит от ребенка, ведь на многих сайтах отображаются всплывающие окна содержащие любую информацию, чаще всего порнографического характера; 
Контакты с незнакомыми людьми с помощью чатов или электронной почты. Все чаще и чаще злоумышленники используют эти каналы для того, чтобы заставить детей выдать личную информацию. В других случаях это могут быть педофилы, которые ищут новые жертвы. Выдавая себя за сверстника жертвы, они могут выведывать личную информацию и искать личной встречи; 
Неконтролируемые покупки. Не смотря на то, что покупки через Интернет пока еще являются экзотикой для большинства из нас, однако недалек тот час, когда эта угроза может стать весьма актуальной. 


Интернет это прекрасное место для общения, обучения и отдыха. Но стоит понимать, что как и наш реальный мир, всемирная паутина так же может быть весьма и весьма опасна. Приведем несколько рекомендаций, с помощью которых посещение Интернет может стать менее опасным для ваших детей: 

Посещайте Интернет вместе с детьми. Поощряйте ваших детей делиться с вами их успехами и неудачами в деле освоения Интернет; 
Объясните детям, что если в Интернет что-либо беспокоит их, то им следует не скрывать этого, а поделиться с вами своим беспокойством; 
Объясните ребенку, что при общении в чатах, использовании программ мгновенного обмена сообщениями (типа ICQ, Microsoft Messenger и т.д.), использовании он-лайн игр и других ситуациях, требующих регистрации, нельзя использовать реальное имя, помогите вашему ребенку выбрать регистрационное имя, не содержащее никакой личной информации; 
Объясните ребенку, что нельзя выдавать свои личные данные, такие как домашний адрес, номер телефона и любую другую личную информацию, например, номер школы, класс, любимое место прогулки, время возвращения домой, место работы отца или матери и т.д.;
Объясните своему ребенку, что в реальной жизни и в Интернет нет разницы между неправильными и правильными поступками; 
Научите ваших детей уважать собеседников в Интернет. Убедитесь, что они понимают, что правила хорошего тона действуют одинаково в Интернет и в реальной жизни; 
Скажите им, что никогда не стоит встречаться с друзьями из Интернет. Ведь люди могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают; 
Объясните детям, что далеко не все, что они могут прочесть или увидеть в Интернет – правда. Приучите их спрашивать о том, в чем они не уверены; 
Не забывайте контролировать детей в Интернет с помощью специального программного обеспечения. Это поможет вам отфильтровывать вредоносное содержание, выяснить, какие сайты на самом деле посещает ваш ребенок и что он там делает. 
Как научить детей отличать правду ото лжи в Интернет? 

Следует объяснить детям, что нужно критически относиться к полученным из Интернет материалам, ведь опубликовать информацию в Интернет может абсолютно любой человек. 

Объясните ребенку, что сегодня практически каждый человек может создать свой сайт и при этом никто не будет контролировать, насколько правдива размещенная там информация. Научите ребенка проверять все то, что он видит в Интернет. 

 

Как это объяснить ребенку

Начните, когда ваш ребенок еще достаточно мал. Ведь сегодня даже дошкольники уже успешно используют сеть Интернет, а значит нужно как можно раньше научить их отделять правду от лжи; 
Не забывайте спрашивать ребенка об увиденном в Интернет. Например, начните с расспросов, для чего служит тот или иной сайт. 
Убедитесь, что ваш ребенок может самостоятельно проверить прочитанную в Интернет информацию по другим источникам (по другим сайтам, газетам или журналам). Приучите вашего ребенка советоваться с вами. Не отмахивайтесь от их детских проблем. 
Поощряйте ваших детей использовать различные источники, такие как библиотеки или подарите им энциклопедию на диске, например, «Энциклопедию Кирилла и Мефодия» или Microsoft Encarta. Это поможет научить вашего ребенка использовать сторонние источники информации; 
Научите ребенка пользоваться поиском в Интернет. Покажите, как использовать различные поисковые машины для осуществления поиска; 
Объясните вашим детям, что такое расизм, фашизм, межнациональная и религиозная вражда. Несмотря на то, что некоторые подобные материалы можно заблокировать с помощью специальных программных фильтров, не стоит надеяться на то, что вам удастся отфильтровать все подобные сайты. 
Семейное соглашение о работе в Интернет 

Если ваши дети хотят посещать Интернет, вам следует выработать вместе с ними соглашение по использованию Интернет. Учтите, что в нем вы должны однозначно описать права и обязанности каждого члена вашей семьи. Не забудьте четко сформулировать ответы на следующие вопросы: 

Какие сайты могут посещать ваши дети и что они могут там делать; 
Сколько времени дети могут проводить в Интернет; 
Что делать, если ваших детей что-то беспокоит при посещении Интернет; 
Как защитить личные данные; 
Как следить за безопасностью; 
Как вести себя вежливо; 
Как пользоваться чатами, группами новостей и службами мгновенных сообщений. 
Не забудьте, что формально составленное соглашение не будет выполняться! Регулярно, по мере необходимости, вносите изменения в данное соглашение. Не забывайте, что вы должны проверять выполнение соглашения вашими детьми. 
Научите вашего ребенка использовать службу мгновенных сообщений 

При использовании службы мгновенных сообщений напомните вашему ребенку некоторые несложные правила безопасности: 

Никогда не заполняйте графы, относящиеся к личным данным, ведь просмотреть их может каждый; 
Никогда не разговаривайте в Интернет с незнакомыми людьми; 
Регулярно проверяйте список контактов своих детей, чтобы убедиться, что они знают всех, с кем они общаются; 
Внимательно проверяйте запросы на включение в список новых друзей. Помните, что в Интернете человек может оказаться не тем, за кого он себя выдает; 
Не следует использовать систему мгновенных сообщений для распространения слухов или сплетен. 
Родителям не стоит надеяться на тайную слежку за службами мгновенных сообщений, которыми пользуются дети. Гораздо проще использовать доброжелательные отношения с вашими детьми. 

 

Может ли ваш ребенок стать интернет-зависимым? 

Не забывайте, что Интернет это замечательное средство общения, особенно для стеснительных, испытывающих сложности в общении детей. Ведь ни возраст, ни внешность, ни физические данные здесь не имеют ни малейшего значения. Однако этот путь ведет к формированию Интернет-зависимости. Осознать данную проблему весьма сложно до тех пор, пока она не становится очень серьезной. Да и кроме того, факт наличия такой болезни как Интернет-зависимость не всегда признается. Что же делать? 

Установите правила использования домашнего компьютера и постарайтесь найти разумный баланс между нахождением в Интернет и физической нагрузкой вашего ребенка. Кроме того, добейтесь того, чтобы компьютер стоял не в детской комнате, а в комнате взрослых. В конце концов, посмотрите на себя, не слишком ли много времени вы проводите в Интернет. 

 

Советы по безопасности для детей разного возраста 

Как показали исследования, проводимые в сети Интернет, наиболее растущим сегментом пользователей Интернет являются дошкольники. 

В этом возрасте взрослые будут играть определяющую роль в обучении детей безопасному использованию Интернет. 

 

Что могут делать дети в возрасте 5-6 лет? 

Для детей такого возраста характерен положительный взгляд на мир. Они гордятся своим умением читать и считать, а также любят делиться своими идеями. 

Несмотря на то, что дети в этом возрасте очень способны в использовании игр и работе с мышью, все же они сильно зависят от вас при поиске детских сайтов. Как им помочь делать это безопасно? 

В таком возрасте желательно работать в Интернет только в присутствии родителей; 
Обязательно объясните вашему ребенку, что общение в Интернет – это не реальная жизнь, а своего рода игра. При этом постарайтесь направить его усилия на познание мира; 
Добавьте детские сайты в раздел Избранное. Создайте там папку для сайтов, которые посещают ваши дети; 
Используйте специальные детские поисковые машины, типа MSN Kids Search (http://search.msn.com/kids/default.aspx?FORM=YCHM ); 
Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю; 
Научите вашего ребенка никогда не выдавать в Интернет информацию о себе и своей семье; 
Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернет. 
Ваши дети растут, а, следовательно, меняются их интересы. 

 

Возраст от 7 до 8 лет 

Как считают психологи, для детей этого возраста абсолютно естественно желание выяснить, что они могут себе позволить делать без разрешения родителей. В результате, находясь в Интернет ребенок будет пытаться посетить те или иные сайты, а возможно и чаты, разрешение на посещение которых он не получил бы от родителей. 

Поэтому в данном возрасте особенно полезны будут те отчеты, которые вам предоставит Родительский контроль или то, что вы сможете увидеть во временных файлах Интернет (папки c:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files в операционной системе Windows Vista). 

В результате, у вашего ребенка не будет ощущения, что вы глядите ему через плечо на экран, однако, вы будете по-прежнему знать, какие сайты посещает ваш ребенок. 

Стоит понимать, что дети в данном возрасте обладают сильным чувством семьи, они доверчивы и не сомневаются в авторитетах. Дети этого возраста любят играть в сетевые игры и путешествовать по Интернет. Вполне возможно, что они используют электронную почту и могут заходить на сайты и чаты, не рекомендованные родителями. 

По поводу использования электронной почты хотелось бы заметить, что в данном возрасте рекомендуется не разрешать иметь свой собственный электронный почтовый ящик, а пользоваться семейным, чтобы родители могли контролировать переписку. 

Помочь вам запретить ребенку использовать внешние бесплатные ящики сможет такое программное обеспечение, как Kaspersky Internet Security версии 7.0 со встроенным родительским контролем. 

Что можно посоветовать в плане безопасности в таком возрасте? 

Создайте список домашних правил посещения Интернет при участии детей и требуйте его выполнения; 
Требуйте от вашего ребенка соблюдения временных норм нахождения за компьютером; 
Покажите ребенку, что вы наблюдаете за ним не потому что вам это хочется, а потому что вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы ему помочь; 
Приучите детей, что они должны посещать только те сайты, которые вы разрешили, т.е. создайте им так называемый «белый» список Интернет с помощью средств Родительского контроля. Как это сделать, мы поговорим позднее; 
Компьютер с подключением в Интернет должен находиться в общей комнате под присмотром родителей; 
Используйте специальные детские поисковые машины, типа MSN Kids Search (http://search.msn.com/kids/default.aspx?FORM=YCHM ); 
Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю; 
Создайте семейный электронный ящик чтобы не позволить детям иметь собственные адреса; 
Блокируйте доступ к сайтам с бесплатными почтовыми ящиками с помощью соответствующего ПО; 
Приучите детей советоваться с вами перед опубликованием какой-либо информации средствами электронной почты, чатов, регистрационных форм и профилей; 
Научите детей не загружать файлы, программы или музыку без вашего согласия; 
Используйте фильтры электронной почты для блокирования сообщений от конкретных людей или содержащих определенные слова или фразы. Подробнее о таких фильтрах http://www.microsoft.com/rus/athome/security/email/fightspam.mspx
Не разрешайте детям использовать службы мгновенного обмена сообщениями; 
В «белый» список сайтов, разрешенных для посещения, вносите только сайты с хорошей репутацией; 
Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернет, как если бы речь шла о друзьях в реальной жизни; 
Не делайте «табу» из вопросов половой жизни, так как в Интернет дети могут легко наткнуться на порнографию или сайты «для взрослых»; 
Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернет. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам о своих угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.


9-12 лет 

В данном возрасте дети, как правило, уже наслышаны о том, какая информация существует в Интернет. Совершенно нормально, что они хотят это увидеть, прочесть, услышать. При этом нужно помнить, что доступ к нежелательным материалам можно легко заблокировать при помощи средств Родительского контроля. 

Советы по безопасности в этом возрасте 

Создайте список домашних правил посещения Интернет при участии детей и требуйте его выполнения; 
Требуйте от вашего ребенка соблюдения временных норм нахождения за компьютером; 
Покажите ребенку, что вы наблюдаете за ним не потому что вам это хочется, а потому что вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы ему помочь; 
Компьютер с подключением в Интернет должен находиться в общей комнате под присмотром родителей; 
Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю; 
Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернет; 
Настаивайте, чтобы дети никогда не соглашались на личные встречи с друзьями по Интернет; 
Позволяйте детям заходить только на сайты из «белого» списка, который создайте вместе с ними; 
Приучите детей никогда не выдавать личную информацию средствами электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями, регистрационных форм, личных профилей и при регистрации на конкурсы в Интернет; 
Приучите детей не загружать программы без вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение; 
Создайте вашему ребенку ограниченную учетную запись для работы на компьютере; 
Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернет. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам , если сами рассказали вам о своих угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях; 
Расскажите детям о порнографии в Интернет; 
Настаивайте на том, чтобы дети предоставляли вам доступ к своей электронной почте, чтобы вы убедились, что они не общаются с незнакомцами; 
Объясните детям, что нельзя использовать сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз.


13-17 лет 

В данном возрасте родителям часто уже весьма сложно контролировать своих детей, так как об Интернет они уже знают значительно больше своих родителей. Тем не менее, особенно важно строго соблюдать правила Интернет-безопасности – соглашение между родителями и детьми. Кроме того, необходимо как можно чаще просматривать отчеты о деятельности детей в Интернет. Следует обратить внимание на необходимость содержания родительских паролей (паролей администраторов) в строгом секрете и обратить внимание на строгость этих паролей. 

Советы по безопасности в этом возрасте 

В этом возрасте подростки активно используют поисковые машины, пользуются электронной почтой, службами мгновенного обмена сообщениями, скачивают музыку и фильмы. Мальчикам в этом возрасте больше по нраву сметать все ограничения, они жаждут грубого юмора, азартных игр, картинок «для взрослых». Девочки предпочитают общаться в чатах, при этом они гораздо боле чувствительны к сексуальным домогательствам в Интернет. 

Что посоветовать в этом возрасте? 

Создайте список домашних правил посещения Интернет при участии подростков и требуйте безусловного его выполнения. Укажите список запрещенных сайтов («черный список»), часы работы в Интернет[1], руководство по общению в Интернет ( в том числе в чатах); 
Компьютер с подключением к Интернет должен находиться в общей комнате; 
Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернет, о том, чем они заняты таким образом, будто речь идет о друзьях в реальной жизни. Спрашивайте о людях, с которыми дети общаются посредством служб мгновенного обмена сообщениями чтобы убедиться, что эти люди им знакомы; 
Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю; 
Необходимо знать, какими чатами пользуются ваши дети. Поощряйте использование модерируемых чатов и настаивайте чтобы дети не общались в приватном режиме; 
Настаивайте на том, чтобы дети никогда не встречались лично с друзьями из Интернет; 
Приучите детей никогда не выдавать личную информацию средствами электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями, регистрационных форм, личных профилей и при регистрации на конкурсы в Интернет; 
Приучите детей не загружать программы без вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение; 
Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернет. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам , если сами рассказали вам о своих угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях; 
Расскажите детям о порнографии в Интернет; 
Помогите им защититься от спама. Научите подростков не выдавать в Интернет своего реального электронного адреса, не отвечать на нежелательные письма и использовать специальные почтовые фильтры; 
Приучите себя знакомиться с сайтами, которые посещают подростки; 
Объясните детям, что ни в коем случае нельзя использовать Сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз другим людям; 
Обсудите с подростками проблемы сетевых азартных игр и их возможный риск. Напомните что дети не могут играть в эти игры согласно закона. 

 

Как проводить Родительский контроль над поведением детей в Интернет

Обеспечивать родительский контроль в Интернет можно с помощью различного программного обеспечения. В данной статье мы рассмотрим только некоторое ПО, в частности, Родительский контроль в Windows Vista, средства Родительского контроля, встроенные в Kaspersky Internet Security. Рассмотрим их подробнее. 

 

Родительский контроль в Windows Vista 

До выхода Windows Vista средства родительского контроля можно было обеспечить с помощью операционной системы и программного обеспечения сторонних производителей. Однако с выходом новой операционной системы Windows Vista положение коренным образом изменилось. В состав ОС были включены средства Parental Control (Родительский контроль). Это позволит родителям намного проще решать вопросы контроля за поведением своих детей и их безопасностью при работе на компьютере. 

Для задания Родительского контроля вам потребуется создать ограниченную учетную запись, под которой ваш ребенок будет работать за компьютером. Кроме того, не забудьте установить устойчивый (строгий) пароль на вашу учетную запись Администратора 


Рассмотрим функции, решаемые с помощью родительского контроля : 

Ограничение времени, проводимого ребенком за компьютером. Можно определить время, в течение которого детям разрешен вход в систему. В частности, определить дни недели и разрешенные часы доступа в соответствующий день недели. Это не позволит детям входить в систему в течение определенного периода времени. Если в момент окончания разрешенного периода времени ребенок работает за компьютером, происходит автоматический выход из системы. 
Установка запрета на доступ детей к отдельным играм. Запрет можно устанавливать исходя из допустимой возрастной оценки, выбора типа содержимого или запрещая доступ к определенным играм. 
Ограничение активности детей в Интернете. Ограничить детей можно с помощью установки круга допустимых веб-узлов, исходя из возрастной оценки, запрета или разрешения загрузки файлов, определения условий фильтрования содержимого (т.е. вы должны определить, какое содержимое фильтры должны разрешать или блокировать). Вместе с тем можно разрешить или блокировать доступ к определенным веб-узлам. 
Установка запретов на использование детьми отдельных программ. Можно запретить детям доступ к определенным программам. 
Ведение отчетов о работе ребенка за компьютером. 


Средства управления пользователем 

 

Ограничение времени использования компьютера 

Разрешенное время доступа можно определить для каждого дня недели и заблокировать при этом доступ в любое другое время (Слайд 3). Для этого: 

Откройте папку «Родительский контроль». 
При появлении соответствующего запроса введите пароль администратора или подтверждение пароля. 
Выберите учетную запись, для которой вы хотите задать ограничение времени. 
В группе «Родительский контроль» выберите «Вкл». 
Щелкните «Ограничение по времени». 
В появившейся сетке выберите разрешенные часы[2]. 

Ограничение времени доступности компьютера для данного пользователя 

В данной статье мы не будем подробно рассматривать Установку запрета на доступ детей к отдельным играм и Установку запретов на использование детьми отдельных программ. 

Как работает веб-фильтр родительского контроля? 

 

Ограничение на просмотр веб-узлов 

Веб-фильтр родительского контроля оценивает содержимое веб-узлов и может блокировать те из них, содержимое которых определено как нежелательное. Включение веб-фильтра позволит значительно уменьшить число нежелательных узлов, которые смогли бы просматривать дети, но, естественно, не гарантирует стопроцентной защиты. Так как нежелательность содержимого является субъективным критерием, следовательно, фильтры смогут блокировать далеко не все содержимое, которое вы считаете нежелательным. 

 

Выбор уровня ограничений для автоматической блокировки содержимого 

Существует четыре уровня ограничений для обозначения содержимого, которое следует блокировать: 

Высокий. Веб-узлы для детей с понятным и подходящим для них содержимым. На таких узлах используется стиль изложения, понятный детям от 8 до 12 лет, а его содержимое доступно для детского понимания. Если выбран этот уровень, детям разрешается просматривать веб-узлы для детей, а также другие веб-узлы, внесенные в список разрешенных веб-узлов. 

Средний. Производится фильтрация веб-узлов на основании типа содержимого. В этом случае ребенок получит доступ к различной информации в Интернете, за исключением нежелательного содержимого. Чтобы узнать, какие веб-узлы ребенок посещал или пытался открыть, следует просмотреть отчет об активности в Интернете. 

Низкий. Содержимое веб-узлов не блокируется. 

Особый. Данный уровень также предусматривает блокирование веб-узлов на основании типов содержимого, но позволяет производить фильтрацию по дополнительным критериям. 

Вместе с тем стоит отметить, что можно разрешить или заблокировать отдельные узлы, добавив их в список разрешенных и блокируемых веб-узлов, независимо от выбранного уровня фильтрации. 

 

Выбор типов содержимого для блокировки 

Типы содержимого, на основании которых может производиться блокировка веб-узлов. 

Порнография. Веб-узел имеет содержимое откровенно сексуального характера, направленное на возбуждение полового влечения. 

Для взрослых. Веб-узел содержит информацию откровенно сексуального характера, не носящую медицинский или научный характер. 

Половое воспитание. Веб-узел содержит информацию о репродуктивной функции человека и половом развитии, заболеваниях, передающихся половым путем, контрацепции, безопасном сексе, сексуальности или сексуальной ориентации. 

Агрессивные высказывания. Веб-узел пропагандирует враждебность или агрессию по отношению к человеку или группе людей на основании принадлежности к определенной расе, религии, полу, национальности, этнического происхождения или иных характеристик; порочит других или оправдывает неравенство на основании вышеперечисленных характеристик либо научным или иным общепринятым методом оправдывает агрессию, враждебность или клевету. 

Изготовление бомб. Веб-узел пропагандирует или содержит инструкции по нанесению физического вреда людям или частной собственности при помощи оружия, взрывчатых веществ, розыгрышей или иных видов насилия. 

Оружие. Веб-узел продает, освещает или описывает огнестрельное или холодное оружие, а также предметы боевых искусств, либо содержит информацию об их использовании, аксессуарах или модификациях. 

Наркотики. Веб-узел рекламирует, предлагает, продает, поставляет, поощряет или иными способами пропагандирует незаконное использование, выращивание, производство или распространение наркотиков, медицинских препаратов, химических веществ и растений, вызывающих наркотическое опьянение, или атрибутов, связанных с употреблением наркотиков. 

Алкоголь. Веб-узел рекламирует или содержит предложения о продаже алкогольных напитков или средств для их производства, содержит рецепты или информацию о сопутствующих принадлежностях либо пропагандирует употребление и опьянение алкоголем. 

Табак. Веб-узел содержит рекламу, предложения о продаже или иными способами пропагандирует табакокурение. 

Азартные игры. Веб-узел позволяет пользователям делать ставки и играть на тотализаторах (в том числе лотереи) в Интернете, получать информацию, содействие или рекомендации по заключению пари, а также дает инструкции, оказывает содействие или обучает азартным играм. 

Содержимое без оценки. Содержимое, которое не оценивается веб-фильтром. 

Ограничение доступа детей к некоторым типам содержимого в Интернете 

При помощи родительского контроля можно разрешить или запретить доступ детей к отдельным веб-узлам. Также можно заблокировать некоторые веб-узлы на основании их содержимого. 

 

Разрешение или запрещение доступа к отдельным веб-узлам 

Откройте «Родительский контроль». 
Введите пароль администратора или подтверждение пароля, если появится соответствующий запрос. 
Щелкните имя пользователя, которому нужно установить веб-фильтр. 
В группе Родительский контроль выберите Вкл. 
Щелкните Веб-фильтр Windows Vista. 
Щелкните Блокировать некоторые веб-узлы или содержимое. 
Щелкните Изменить список разрешенных и запрещенных веб-узлов. 
В поле Адрес веб-узла введите адрес веб-узла, доступ к которому требуется разрешить или запретить, и нажмите кнопку Разрешить или Блокировка . 
Автоматическая блокировка некоторых типов содержимого в Интернете 

Включение веб-фильтра должно значительно уменьшить число нежелательных веб-узлов, которые смогли бы просматривать дети. Однако нежелательность содержимого является субъективным критерием, и фильтр может блокировать не все содержимое, которое вы считаете нежелательным. Также в связи с постоянным появлением новых веб-узлов фильтру требуется время на анализ и оценку их содержимого. 

Откройте «Родительский контроль». 
Введите пароль администратора или подтверждение пароля, если появится соответствующий запрос. 
Щелкните имя пользователя, которому нужно установить веб-фильтр. 
В группе Родительский контроль выберите Вкл. 
Щелкните Веб-фильтр Windows Vista . 
Щелкните Блокировать некоторые веб-узлы или содержимое. 
В группе Автоматическая блокировка веб-содержимого выберите необходимый уровень содержимого. 
Примечание 

Можно запретить загрузки, установив флажок Блокировать загрузку файлов. 

 

Родительский контроль в Kaspersky Internet Security 7.0 

Следует отметить, что в случае использования Windows XP единственным действенным средством использования родительского контроля остаются средства сторонних производителей. Вместе с тем нельзя не признать того, что некоторые параметры родительского контроля в KIS 7.0 могут помочь и в случае использования Windows Vista. 

Для настройки Родительского контроля в KIS 7.0 вам необходимо на главной странице приложения выбрать Родительский контроль (рис. 6). 


Настройка Родительского контроля в KIS 7.0 

Далее необходимо настроить соответствующий профиль как для родителей так и для ребенка (слайд 6). Следует учесть, что по умолчанию Родительский контроль выключен. 

После включения всем учетным записям компьютера будет присвоен профиль «Ребенок». 

Профиль – это набор правил, регламентирующих доступ пользователя к определенным интернет-ресурсам. По умолчанию созданы три предустановленных профиля: 


Ребенок (данный профиль используется по умолчанию). 

Подросток. 
Родитель. 
Для каждого из предустановленных профилей разработан оптимальный набор правил с учетом возраста, опыта и других характеристик каждой группы. Так, например, профиль Ребенок обладает максимальным набором ограничений, а в профиле Родитель ограничений нет. Удалять предустановленные профили нельзя, но вы можете изменять параметры профилей Ребенок и Подросток по своему усмотрению. 

После установки приложения профиль Ребенок является профилем, который используется по умолчанию для всех пользователей, с учетной записью которых не связан ни один профиль. 

Для того чтобы использовать предустановленные профили Подросток и Родитель, установите флажок Использовать профиль в окне Настройка профилей. В результате выбранные профили будут отображены в раскрывающемся списке блока Профили в окне настройки компонента Родительский контроль. 

В блоке Пароль вы можете задать пароль, ограничивающий доступ пользователей к веб-ресурсам под данным профилем. Дальнейшее переключение пользователей на данный профиль будет возможно только после указания заданного пароля. Если поле Пароль оставлено пустым, на этот профиль сможет переключиться каждый пользователь компьютера. Для профиля Ребенок пароль не задается. 

В блоке Пользователи вы можете прикрепить определенную учетную запись Microsoft Windows к выбранному профилю Родительского контроля. 

Для того чтобы выбрать учетную запись, которую вы планируете связать с профилем, нажмите на кнопку Добавить и в стандартном окне Microsoft Windows укажите необходимую учетную запись. 

Для того чтобы настраиваемый профиль не применялся к учетной записи пользователя, выберите этого пользователя в списке и нажмите на кнопку Удалить. 

Чтобы отредактировать настройки параметров профиля: 

Откройте окно настройки приложения и выберите компонент Родительский контроль в разделе Защита. 

Выберите предустановленный профиль, параметры которого вы хотите изменить, из раскрывающегося списка в блоке Профили и нажмите на кнопку Настройка. 

Настройка фильтрации 

Ограничения, применяемые к профилям Родительского контроля, основаны на применении фильтров. Фильтр – это ряд критериев, по которым Родительский контроль принимает решение о возможности загрузки того или иного веб-сайта. 

Чтобы изменить параметры фильтрации для текущего уровня ограничений: 

Откройте окно настройки приложения и выберите компонент Родительский контроль в разделе Защита. 
Выберите профиль из раскрывающегося списка в блоке Профили и нажмите на кнопку Настройка в блоке Уровень ограничения. 
Отредактируйте параметры фильтрации на соответствующих закладках окна Настройка профиля: <название профиля>. 


Ограничение времени доступа к интернет-ресурсам 

В дополнение к средствам Родительского контроля, созданным в Windows Vista, KIS 7.0 позволяет установить ограничение времени доступа к Интернет  Настройка Родительского контроля 

Чтобы установить ограничение на работу в интернете по суммарному количеству времени в течение суток, установите флажок Ограничить суточное время работы в интернете и задайте условие ограничения. 

Чтобы ограничить доступ к интернету определенными часами в течение суток, установите флажок Разрешить доступ к интернету в указанное время и задайте временные интервалы, когда работа в интернете разрешена. Для этого воспользуйтесь кнопкой Добавить и в открывшемся окне укажите временные рамки. Для редактирования списка разрешенных интервалов работы используйте соответствующие кнопки (слайд 8). 


Настройка временного интервала доступа в Интернет 

Если вы задали оба временных ограничения, причем значение одного из них превышает другое по количеству отведенного времени, то будет выбрано наименьшее значение из заданных. 

Пример: для профиля Ребенок вы ограничили суммарное суточное время работы в интернете тремя часами и дополнительно разрешили доступ в интернет только с 14:00 до 15:00. В итоге доступ к веб-сайтам будет разрешен только в течение этого временного интервала, несмотря на общее разрешенное количество часов. Вы можете задавать несколько временных интервалов в рамках одних суток. 

Таким образом, вы сможете указать временной интервал в то время, когда вы сможете контролировать своего ребенка. 

Заключение 

Не стоит думать, что Интернет – это безопасное место, в котором ваши дети могут чувствовать себя защищенными. Надеюсь, что вы понимаете, что использование только средств воспитательной работы без организации действенного контроля – это практически бесполезное занятие. Точно так же как и использование репрессивных средств контроля без организации воспитательной работы. Только в единстве данных средств вы сможете помочь вашим детям чувствовать себя в безопасности и оградить их от влияния злоумышленников. 

Немало дискуссий можно услышать вокруг этой темы в вашей семье, особенно если это касается сына или дочери. В нашем с вами детстве похожей проблемы не было. Но вспомните ту далекую "докомпьютерную" эру: "Много не читай!", "Оставь книжку и пойди, погуляй!", "Не читай лежа!", "Сколько можно смотреть телевизор!". Сегодня, к сожалению, у наших детей увлечение книгами отошло на задний план. В центре внимания находятся значительно более интересные, зрелищные, цветные компьютерные игры, которые так захватывают! И в доме на время таких игр все затихает: не слышать шума, беготни, плача. Ваш ребенок будто перенесся в другое измерение и в настоящий момент представляет себя, например, мужественным рыцарем или автогонщиком. Полезны такие увлечения или нет? Есть ли какие-нибудь нормы занятий с компьютером для ребенка? Как влияет он на психику и здоровье сына или дочери?

Начнем с положительных моментов. Использование компьютеров на уроках в школе (если речь идет о школьнике) способствует активизации умственной деятельности, формирует мировоззрение ребенка, создает положительное эмоциональное настроение. Раннее и успешное овладение детьми навыками работы с такой техникой всегда радует наше сердце (какой же умный мой ребенок!). Но, с другой стороны, возникает тревога: не принесет ли вреда длительное "сидение" перед дисплеем?

 

С точки зрения физики

Во время работы дисплея (ЭЛТ) регистрируются незначительное рентгеновское, ультрафиолетовое, инфракрасное, микроволновое излучение, низко и ультранизкочастотные электромагнитные поля. Уровень непосредственной радиации во время работы дисплея по любым национальным стандартам значительно ниже допустимого. Общая доза облучения, даже в случае ежедневной восьмичасовой работы, составляет 0,5% дозы, которую получает человек от других повседневных источников (флуоресценция, солнечный свет, радиоволны и т.п.). А вот комплексное влияние всех излучений, которые идут от дисплея, изучено мало. Есть данные, что при работе с дисплеем на протяжении 2-6 и больше часов в день возникает экзема (заболевание кожи), которое, возможно, влечет наличие электростатического и электромагнитного полей.

Интересные исследования проводились в США. Было установлено, что ультрафиолетовые лучи А (ближний ультрафиолет) содействуют развитию патологии, связанной с гипервитаминозом А (избыточное количество витамина А). Среди людей, которые работали за компьютерами, были зарегистрированы случаи заболевания катарактой (помутнение хрусталика глаза). Допускается, что их причинило вредное действие электромагнитного излучения дисплеев. Эта гипотеза не может быть подтверждена дозой излучения, потому что для развития катаракты, вызванной радиацией, необходим уровень, который превышает измеряемый в 10000 раз. Статистический анализ показал, что частота возникновения катаракты при работе с дисплеем не отличается от такой у других людей, которые не работают с компьютером. Поэтому, давайте успокоимся: в будущем катаракта, в результате занятий на компьютере, нашим детям вроде бы не угрожает!

Акустический шум, который создают компьютер и периферические устройства, может стать источником стресса, дискомфорта. Но он, скорее всего, не может стать причиной изменения остроты слуха. Возможно, значение имеет акустическое излучение, но физиологическое действие акустического шума этого диапазона пока еще не исследовано.

Мышечный дискомфорт, боль в спине, онемение пальцев объясняются неправильной позой работающего за компьютером, которая обусловлена несоответствующей организацией рабочего места с точки зрения эргономики: неудачно расположены экран, клавиатура, стул, плохое освещение, мерцание экрана и т. п.

 

Что говорят психологи?

С точки зрения психологии, хотя этот вопрос сами психологи могут толковать иначе, компьютерные игры - это в какой-то степени побег от реальности. И в самом деле, в игре, то есть где-то "там", лучше, интереснее, "там" каждый - герой, сильный, ловкий, и если что-то не выходит, всегда можно попробовать начать опять, потому что в играх есть возможность иметь несколько жизней. А что наблюдается в действительности? Проблемы в школе ("и опять контрольная!", "не люблю математики!"), дома ("хочу джинсы, как у друга, велосипед, очки и еще..."), в семье ("мои родители всегда заняты", "так сестренка своими игрушками надоедает"). И ошибки в жизни, к сожалению, исправить невозможно...

Но книги тоже всегда были побегом от настоящей жизни. Жизнь в книгах - намного интереснее, и с героем себя можно отождествить. Следовательно, всегда найдется метод найти себе "заменитель" реальности, если этого очень захотеть. Хуже, когда этот заменитель - алкоголь или наркотики. Вспоминаю один из современных анекдотов: "Если избыточная увлеченность вашего сына компьютерными играми беспокоит вас, попробуйте вовлечь его в более серьезные и здоровые занятия: карты, вино или девушки". То есть, рано или поздно у вашего ребенка появляется проблема выбора увлечения. Поэтому стоит ли слишком ограничивать работу с компьютером, если вы не уверены, куда пойдет в свое свободное время ваше чадо?

 

О зрении

Наиболее чувствительна к работе монитора зрительная система. Почти все, кто работает за компьютером, после длительной работы жалуются на усталость глаз, боль в них, ощущение "песка" в глазах, слезотечение. Причина может быть разной: избыточная длительность работы с дисплеем или несовершенство средств отображения информации, их технические характеристики или неправильная организация работы, условий труда. Длительная работа за компьютером часто является причиной снижения остроты зрения. Помня об этом, просто нужно ограничить согласно нормам, время игр, особенно, если это игра, которая требует большого зрительного напряжения (мелкие детали, яркие цвета). Стоит избегать увлечения "залами компьютерных игр", где, как правило, закупаются самые дешевые мониторы, которые больше всего вредят зрению.

Вышеперечисленные проблемы, о которых мы рассказали, касаются и взрослых людей, которые ежедневно работают за компьютером по 6-8 часов. Если же "перенести" их на детей, то здесь на первом месте необходимо учитывать анатомо-физиологические особенности мальчиков и девочек, начиная с 5-6 лет (когда дети впервые садятся за компьютер) и до подросткового возраста.